Каменный Венец

(Протяженность маршрута 22 км)

На одном из юбилейных значков, посвященных 25-летию образования Магадана (автор Т. Костюнина), есть изображение скалистого зубчатого гребня – это силуэт Каменного Венца, хорошо видимый из города. Расположен он на полуострове Старицкого, в западной части, примыкающей к бухте Нагаева. От конечной автобусной остановки у завода идет тропа до ключа Холодный и через небольшой водораздел в долину другого ручья. Спуск довольно крутой сквозь ольховые заросли и стланик. За ручьем начинается подъем по пологому, поросшему редкими деревьями и густой травой склону на запад. В траве виднеются пни старых вырубок.

Путь проходит по каменистому, местами покрытому стлаником плато. Идти нужно по тропе, которая тянется вдоль старой линии связи. Повсюду масса сухого стланика. Ближе к морю – участки мертвого леса. Идти легко. Только нужно глядеть в оба: под ногами крупные камни, сухой валежник, коварный багульник, прикрывающий ямы.

Перед тем как повернуть к Венцу, предстоит пройти полузаболоченный участок тундры с двумя маленькими озерками. Здесь же тянутся к мысу Чирикова покосившиеся столбы старой линии связи.

Затем направляйтесь к Каменному Венцу. Он сложен из пород габбро – прекрасного поделочного камня. Нетрудно подняться наверх.

Для краеведов скалы интересны надписями, оставленными мореходами. Их не все прочтешь – время стерло многое. Если подниматься к Венцу с моря, от рыбачьего поселка, можно прочесть самую раннюю надпись. На отдельной скале с удивительно ровной плоскостью крупными буквами выведено “Кишинев”, а чуть ниже, в прямоугольной нише,- “1919.27.IХ”.

На скалах главной вершины Каменного Венца видны большие буквы, разбитые трещиной:

“Красный вымпел” 9.VIII.1923″.

В 1923 году первая паровая яхта в России “Красный вымпел” (ранее – “Адмирал Завойко”), ставшая сторожевым кораблем, начала свою миссию по охране дальневосточных советских вод.

Сейчас “Красный вымпел” стоит на вечном приколе во Владивостоке, как памятник революционной и боевой славы моряков-тихоокеанцев.

Рядом с Венцом в бухту выступает каменистый мыс Замок. Здесь же есть небольшой ключ, круто спадающий в море.

Возле устья ключа немало валунов. На некоторых из них также сохранились старые надписи – визитные карточки первых судов, приходивших в бухту.

В 1930 году с грузом для первых строителей Магадана вошел в бухту легендарный “Теодор Нетте”. “Пароход “Тобольск” 1933 г.” – начертано на цементной стойке. И рядом: “п/х “Свирьстрой” 3.IX.1934 г.”.

А на камнях выведено:

“Белоконск” 1934 г.”

“1931 Ходаковский. п/х “Юкагир”.

Помощник капитана “Теодора Нетте” П. И. Федоров привел в бухту пароход “Уэлен” – первое судно, предназначенное для постоянной работы в Нагаеве. У ключа появилась еще надпись: “Уэлен” декабрь 1933 г.”.

Сейчас камни заросли кустами, их нелегко обнаружить. Если вам случится бывать у этой каменной книги, попытайтесь прочесть ее страницы.

read comments