Русский Север » Трасса, Колымская трасса…

Трасса, Колымская трасса…

Магадан связан с районами Колымы автомобильной дорогой. Днем и ночью гудят на ней тяжело груженные машины. Везут оборудование, продовольствие в горняцкие поселки. Трасса протянулась от Магадана до якутских приисков.
Сколько нужно сил, чтобы жила трасса! Беспощадные ветры переметают ее на перевалах, наледи наступают на полотно. Снегопады и роковые лавины, пятидесятиградусные морозы и летняя жара…

Через несколько десятков километров по трассе стоят дорожные участки. Дорожники – истинные хранители трассы, мужественные и самоотверженные.
А чем измерить героизм ее создателей – изыскателей, строителей, связистов!

Столетиями огромный Колымский край не знал иных путей сообщения, чем караванные тропы. Когда-то грузы из Якутска шли сухопутьем до верховьев Колымы и далее сплавлялись по реке. Но путь этот из-за бурных порогов был опасен. Поэтому его заменил Верхоянский вьючный “тракт”. Он шел из Якутии через гранитный хребет Черского на Средне-Колымск.

В 1893 году купец Калинкин впервые провел караван по новому пути – с Олы на Колыму.

В 1928 году экспедиция Билибина начала детально изучать недра Колымского края. Но и в район первых приисков – к Среднекану – долго еще добирались на оленях и сплавом по порожистой Бохапче.

Жизненной необходимостью стало строительство дороги, которая обеспечила бы постоянную связь побережья с далекими приисками.

И в 1931 году правительство приняло решение о создании Дальстроя – Государственного треста промышленного и дорожного строительства в районе Верхней Колымы,

6 февраля 1932 года к приискам вышла первая автоколонна. Вели машины демобилизованные воины. Командиром колонны был Борисенко, комиссаром и техноруком Геренштейн. 31 километр бездорожья преодолела колонна за 8 дней. И вернулась.

Теперь решили идти с тракторами. 17 марта начался последний этап похода. В этот день взяли Яблоновый перевал. 19 марта груз был на сплаве реки Хеты. Первыми трактористами, освоившими трассу, были Линевич, Янковский, Тарасов, Зоц, Балега, Реснянский и другие. Сейчас этот путь проходят всего за 4-5 часов.

До весны тракторные колонны сделали 5 рейсов и перевезли 860 тонн груза. Это была большая победа! В летнее время шли этим же путем – на лошадях. Комары, бурелом, камни, реки… Но главным препятствием были болота, особенно Черная марь на 230-м километре.

15 июля 1932 года началось строительство дороги. Все расстояние разделили на два строительных участка: от Нагаева до 104-го километра и от 104-го до 182-го километра. Предполагали использовать 3 000 рабочих и 1000 лошадей. Строителям пришлось преодолевать болота, скалы, пески, глинистые почвы.

Особенно “вредила” мерзлота. Стоило снять слой торфа, как лед таял. Только 20 октября 1932 года по дороге до Элекчана прошли 40 грузовых машин. Сейчас, когда трасса гудит от проносящихся автомашин, комфортабельных автобусов, трудно представить, как осуществлялась перевозка пассажиров в то время.

Инструкция, подписанная Э. П. Берзиным 7 февраля 1933 года, гласит: “Выделять одну машину в колоннах, багаж “на руках” не более 50 килограммов, на каждой машине предоставляется 11 мест. Нуждающимся пассажирам… предоставлять тулупы и ичиги, машина следует до 90-го км, где происходит пересадка на другую, которая следует до 152-го км. От 152-го км до Элекчана продвижение происходит конным транспортом, заранее подготовленным к приему пассажиров…”

В 1936 году началось строительство Дебинского моста через Колыму.

В 1938 году лента дороги протянулась на тысячу километров.
Одновременно с трассой шла прокладка линии связи. Время не ждало, и люди делали все возможное. На 175-м километре, на Яблоновом перевале, стоит обелиск: “Помощник начальника строительства телеграфно-телефонной связи Иван Филиппович Макеев. Умер на посту 16 октября 1932 г.”.

История строительства дороги отражена в названиях поселков. Там, где раскинулся сейчас крупный населенный пункт Палатка, когда-то стояла палатка изыскателей.

На месте поселка Атка в начале 30-х годов стояла авто-тракторная колонна.

Любопытна история происхождения поселка Спорное. Когда строители дороги прошли половину пути, то будущему поселку, который раскинется здесь, предлагали названия – Серединка, Половинка, Центральный. Но так и не пришли к единому мнению. Временно поселку дали название – Спорное. Оно и сохранилось.

Во время Великой Отечественной войны трасса достигла Якутии. По ней шли грузы для фронта.

Сейчас от трассы отходит множество ответвлений – на Талую, Омсукчан, Пищекомбинат, Буркандью и другие. Протяженность магистрали с 1933 года возросла в 150 раз. Ежегодно по ней перевозят десятки миллионов тонн грузов. У передовых шоферов на счету по 100-156 тысяч километров пробега без капитального ремонта машин.

Колымская трасса намного ускорила освоение богатейшего края.

read comments